Заявление Общественного совета при Департаменте природопользования

В последнее время в некоторых СМИ много внимания уделяется рейтингу городов, составленному Вуппертальским институтом климата, окружающей среды и энергетики по заказу Гринпис (Living. Moving. Breathing. Ranking of European Cities in Sustainable Transport).

Эксперты Общественного совета при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, в который входят ведущие эксперты по транспортной политике, химии и физике атмосферы, формирования показателей устойчивого развития мегаполисов изучили отчёт Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергетики «Living. Moving. Breathing. Ranking of European Cities in Sustainable Transport» и считают, что он выполнен на низком профессиональном уровне, содержит принципиальные системные ошибки, а полученные в нём выводы некорректны.

В отчёте нарушены основополагающие принципы рейтинга, такие как сравнимость объектов исследования, единый набор показателей для всех объектов в рамках одного критерия, научная обоснованность методик расчёта показателей (позволяет устранить субъективность оценок), единая временная привязка, достоверность используемых количественных значений исходных данных

Исходные данные, положенные в основу рейтинга городов, носят бессистемный характер, а сравниваются разные по сути, несравнимые показатели. Яркий пример – площади городов (значение, которое влияет на расчёт всех удельных показателей отчёта). Для Парижа учитывается только площадь центральной части города, для Лондона площадь Большого Лондона (фактически с пригородами), для Москвы авторы отчёта взяли номинальную площадь города, включая ТиНАО со всеми крупными озеленёнными массивами. Другой пример — для оценки качества воздуха в Москве по диоксиду азота использованы данные одной станции, контролирующей воздух вблизи автотрасс, для Лондона и Парижа – средние значения для всей территории города. Очевидна тенденциозность подхода, обеспечивающая представление Москвы, как неэкологичного города.

Количественные значения целого ряда исходных данных не соответствуют действительности, т.е. по сути ложные. В частности авторы отчёта полагают, что в Москве на долю автомобилей приходится 45% от всех ежедневных перемещений. Фактическое значение этого показателя – не более 22%. В части расчёта транспортных показателей Москвы в целом использованы ошибочные, в отдельных случаях устаревшие данные (например, за 2010 год), что свидетельствует о проведении анализа на основе фрагментарных и неполных сведений. Экспертный анализ отчёта «Living. Moving. Breathing. Ranking of European Cities in Sustainable Transport» представлен в публикации директора Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессора, М.Я. Блинкина «Очень лёгкое дыхание. Чем любительская урбанистика отличается от профессиональной» (https://snob.ru/entry/161397).

В части атмосферного воздуха, например, использованное значение показателя загрязнения воздуха по взвешенным частицам РМ10 не соответствует ни одному официально опубликованному показателю, полученному по данным мониторинга атмосферного воздуха Москвы.

Методики расчёта, выбранные авторами для отдельных показателей, противоречат общепринятым стандартам. Например, вместо показателей аварийности, разработанных авторитетным мировым центром по статистике аварийности «International Traffic Safety Data and Group», авторами отчета используются количество погибших пешеходов или велосипедистов в расчете на 10 тысяч пешеходных перемещений или велосипедных поездок. Сегодня не существует технологий учёта всех пешеходных перемещений или велосипедных поездок. Поэтому данные показатели могут быть оценены только сугубо субъективно.

Это только отдельные примеры грубых ошибок, сделанных авторами отчёта. Если исключить возможность непрофессионализма авторов, отчёт является попыткой представить Москву в негативном свете, уменьшить или исказить те достижения в области транспортной политики и снижения загрязнения воздуха, которые достигнуты городом за последние годы и признаны на международном уровне.

Тиражирование выводов, сделанных в отчёте под видом результатов объективных исследований, подрывает доверие к правдивой информации о положительных тенденциях в области дорожного движения и качества воздуха в Москве, содействует созданию ложного негативного имиджа Москвы.

На заседании Общественного Совета 29 мая с.г. представителю «Гринпис России» были озвучены конкретные замечания к отчёту. В тот же день «Гринпис России» опубликовал опровержение и признание допущенных ошибок и объявил о необходимости доработки и повторной публикации отчета.

Общественный совет при Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы просит учесть вышеуказанные экспертные мнения о некорректности выводов Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергетики и не публиковать информационные сообщения со ссылками на рассматриваемый отчёт «Living. Moving. Breathing. Ranking of European Cities in Sustainable Transport».

Председатель Общественного совета
при Департаменте природопользования
и охраны окружающей среды города Москвы,
докт. хим. наук, заслуженный профессор МГУ,
эксперт ООН по проблемам химической безопасности
вице-президент Российской академии естественных наук

В.С.Петросян