Цифровизация на службе у экологии: как в Москве фиксируют нарушения при перемещении строительных отходов
Инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды совместно с Центром организации дорожного движения (ЦОДД Москвы) внедрили новые технологии для усиления контроля за обращением с отходами.
«Тщательный контроль за перемещением отходов строительства и сноса, промышленного и бытового мусора с использованием информационных систем необходим для поддержания благоприятной городской среды. Так, за несколько дней в конце марта было вынесено 178 постановлений о нарушении порядка обращения с отходами строительства и сноса, — рассказала руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Юлия Урожаева. — Благодаря комплексам фотовидеофиксации, инспекторам удается быстро установить факт нарушения, собрать доказательную базу. Цифровизация увеличивает скорость процесса и делает его прозрачным».
Установка 40 камер фотовидеофиксации была завершена ЦОДД в декабре 2024 года. Камеры установлены на маршрутах движения перевозчиков и сами определяют с помощью нейронных сетей, что это грузовой автомобиль и распознают его груз. Если это строительный мусор — осуществляется проверка в автоматизированной системе АИС ОССИГ — Автоматизированной информационной системе «Отходы строительства, сноса и грунта», которую создали для контроля за перевозкой отходов и правильностью их утилизации. В случае если грузовой автомобиль не зарегистрирован в ней, формируется признак нарушения.
«Мы продолжаем совершенствовать системы фотовидеофиксации по поручению Мэра Москвы. Теперь камеры ЦОДД умеют выявлять 65 видов нарушений. В январе 2025 года после 6-месячного эксперимента на дорогах Москвы 40 камер начали распознавать нарушения несанкционированного вывоза строительного мусора. Такая инновация позволит сохранить благоприятный уровень экологической обстановки в городе», — добавил заместитель Мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов.
Как отметили в столичном Департаменте информационных технологий, АИС «ОССиГ» позволяет контролировать процесс движения спецтехники со строительными отходами на всех этапах. Сведения об объекте вывоза и типе отходов вносятся в систему с помощью мобильного приложения «Мобильный КПТС». Оно также позволяет сфотографировать машину, чтобы система распознала ее номер и сверила с информацией в заявке на рейс, и груз, находящийся в кузове. При этом искусственный интеллект проверит, накрыт ли груз тентом. Контролировать маршрут машины позволяют установленные на ней датчики. При въезде на пункт приема отходов камеры контрольно-измерительных пунктов распознают номер автомобиля, а специальное оборудование определяет массу привезенного груза.
В природоохранном ведомстве напомнили, что несоблюдение ст. 8.17 «Нарушение порядка обращения с отходами строительства и сноса» КоАП Москвы влечет наложение административного штрафа: на горожан в размере от двух до трех тыс. рублей; на должностных лиц — от 15 до 30 тыс. рублей; на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. рублей.
Повторное совершение административного правонарушения влечет увеличение административного штрафа: на горожан в размере от трех до пяти тыс. рублей; на должностных лиц — от 30 до 40 тыс. рублей; на юридических лиц — от 250 до 300 тыс. рублей.
Источник: MOS.ru
Пресс-служба Департамента природопользования
и охраны окружающей среды Москвы